Глоссарий Коммерческая деятельность

BET - break even time, период безубыточности

DRP (Distribution Requirements Planning), применяемой в системе BAAN - модели пополнения запасов на основе обработки совокупности заявок дистрибьюторов

EBITDA - Earning Before Investment Taxes Depreciation & Amortization; EBITDA = Operating results + Amortization/Depreciation).Он характеризует прибыль до влияния финансовых и внереализационных расходов и доходов, начисления амортизации и уплаты налогов.

EDI - electronic data interchange, электронная система обмена данными

EVA - economic value-added, экономическая добавленная стоимость

Fast-Moving Consumer Goods - ходовые товары широкого потребления

KPI - Key Performance Indicators

MBO - management-by-objectives, управление через постановку целей

MCE - manufacturing cycle effectiveness, эффективность операционного цикла

OTD - on-time-delivery, своевременная доставка товара

ROCE - return-on-capital-employed, доходность используемого (занятого) капитала

ROI - return-on-investment, рентабельность инвестиций

SKU (Stock Keeping Unit, дословный перевод с английского - единица удержания запаса) По сути это ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной емкости). Пример: марка молока "Домик в деревне" содержит несколько ассортиментных позиций: 0,5%, 1,5%, 3,2%, 3,5%, 6% и т.д.

АКТ ОБЩЕЙ ФОРМЫ - экспедиторский документ, используемый при экспедировании грузов. Оформляется при экспортных операциях представителями склада, если требуется составить коммерческий акт.

Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя

Блистер - муляж продукции, запечатанный в прозрачный пластик, закрепляемый с внутренней стороны витрины. На жаргоне мерчандайзеров - "икона".

Бренд это цельный, уникальный и привлекательный образ объекта потребления

Бюджеты - 1) Сбалансированная смета доходов и расходов в денежном выражении. 2) Финансовый план производственной, маркетинговой, сбытовой деятельности на предстоящий период. 3) Оценочные результаты скоординированного плана менеджмента или стратегии бизнеса на будущий хозяйственный период.

Владелец БП - владелец технологии исполнения БП, лицо определяющее требования к процессу. Его нельзя путать с руководителем- исполнителем.

Во многих случаях ключевая компетенция может сужаться до понятия <конкурентное преимущество> - осознаваемой клиентом характеристики поставщика (его ключевой компетенции), оказывающей существенное влияние на предпочтения клиента.

Годовые планы - Годовой план организационного развития - Годовой инвестиционный план - Годовой план НИОКР - Годовой план перевооружения - Плановые показатели деятельности по обеспечению работоспособности производственно-технологического оборудования и объектов инженерно-технической инфраструктуры - Плановые показатели финансово-экономической деятельности.

ДОЛГ, БЕЗНАДЕЖНЫЙ — часть дебиторской задолженности, получение которой признано невозможным (безнадежным) вследствие отказа суда или арбитража во взыскании либо вследствие неплатежеспособности должника. Особый вид Б.д. — дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, когда предприятие по своей вине теряет право на получение бесспорного долга.

Если компания не предоставила сотрудникам регламентов работы — это означает, что она явно разрешила им руководствоваться собственным представлением о том, что надо, а чего не надо делать. Вы строите бизнес, нанимаете персонал, но не сообщаете им правила игры. Избежать таких ситуаций поможет регулярный менеджмент. «Религия короля со временем становится религией народа». Ибн-Халдун

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ДЕБИТОРСКАЯ — часть оборотного капитала компании; причитающиеся компании, но еще не полученные ею средства. Появление Д.з. — результат развития кредитной системы и, в частности, ее исходной формы — коммерческого кредита, предоставляемого в результате отсрочки платежа за приобретенные товары или оказанные услуги, или отсрочки оплаченных поставок товаров и оказания оплаченных услуг. Д.з. это требования компании по отношению к другим компаниям, организациям или клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг. В составе оборотных активов отражается Д.з., срок погашения которой не превышает одного года. Д.з., которая должна быть погашена не ранее, чем через год, относится к необоротным активам. Различают дебиторскую задолженность по основной деятельности и дебиторскую задолженность по прочим операциям. Д.з. по основной деятельности предприятия отражается в статьях «счета к получению» (счета, возникающие при оформлении сделки путем простых записей стоимости проданных в кредит товаров, без письменного обязательства должника — результат разрыва во времени между продажей товара и поступлением оплаты) и «векселя к получению» (счета, возникающие при оформлении письменного обязательства уплаты денег на определенную дату, включающие, как правило, начисление процента). К Д.з. по прочим операциям относятся статьи «авансы служащим», «авансы филиалам», «депозиты как гарантия долга» и т.д. По истечении сроков исковой давности Д.з. списывается в убыток.

ЗАКАЗАТЬ 1, ажу, ажешь; азанный; сов., что. Поручить комун. изготовить, сделать чтон. З. костюм. З. обед. | несов. заказывать, аю, аешь. | сущ. заказ, а, м. Получить, принять з. на чтон. По заказу (также перен.: по чьейн. просьбе, требованию). Обувь на з. Стол заказов. | прил. заказной, ая, ое. Заказные блюда (в ресторане). Заказное убийство (заранее подготовленное и осуществл¨нное профессиональным убийцей).

ЗАЯВКА, и, ж. Заявление о своих правах или о предоставлении прав на чтон., а также о своих потребностях в ч¨мн. З. на изобретение. З. на земельный участок. З. на материалы.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ (audit of stocks, physical count of inventories, stock check) — способ проверки соответствия фактического наличия товарно-материальных ценностей, ден средств и т п данным бухгалтерского учета. И бывают плановыми и внеплановыми (внезапными), сплошными (полными) и выборочными (неполными), проводятся в установленные сроки и, кроме того, при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, по требованию следственных органов и т.д.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ — число раз полного возобновления или полной распродажи товаров в течение определенного отрезка времени.

Клиентоориентированность - это инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевые клиенты и равенство позиций.

Клиентоориентированность: под этим термином подразумевают политику успешной организации, осознающей, что в центре ее деятельности стоит клиент; наиболее распространенные его интерпретации на рынках B2B - выявление потребностей клиента, уважительное и заинтересованное отношение к нему, ориентация на длительные отношения с клиентом.

Ключевая компетенция - умение компании достигать определенных результатов с большей эффективностью. Ключевая компетенция должна быть продолжительной во времени (не краткосрочной и не разовой), осознанной руководством компании и регулярно использоваться (персонал должен уметь повторять свои успешные действия). В организации не может быть много ключевых компетенций, но при этом их формулировка должна быть предельно конкретной, дающей однозначное представление о преимуществе данной фирмы. Приведем примеры ключевых компетенций разных компаний (из опыта работы): эффективное управление широким ассортиментом товарных запасов; технологии создания уникального товара; способность выполнить взятые на себя обязательства в любом случае; умение выстроить инфраструктуру наилучшим образом для обслуживания большого количества клиентов; способность виртуозно продавать любой товар

Контроллинг - современная методология координации управленческой деятельности, дальнейшее развитие управленческого учета. Хорошо поставленная система контроллинга помогает правильно и своевременно оценивать ситуацию в компании и планировать действия по повышению эффективности ее работы.

КОНТРОЛЛИНГ (англ. controlling), систематический контроль, отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы. Осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга как важнейшая задача экономического управления.

КОНТРОЛЬ, я, м. 1. чего, за кем-чем, над кем-чем. Проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. К. за работой. К. над вооружениями. 2. собир. Лица, занимающиеся этим делом, контрол¨ры. Поставить к. у входа. | прил. контрольный, ая, ое. Контрольные цифры (числовое выражение какихн. заданий, планов). Школьная контрольная работа. Контрольная (сущ.) по математике. К. пункт.

КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ — один из коэффициентов ликвидности. Показывает, сколько раз дебиторская задолженность была превращена в поступления от реализации. Рассчитывается делением нетто-реализации на среднюю за период дебиторскую задолженность.

КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ — коэффициент, который показывает, сколько раз в среднем оборачиваются запасы компании в некоторый период времени; рассчитывается путем деления материальных затрат на продукцию, реализованную за данный период, на среднюю величину запасов в этом же периоде.

Материальная маржа – результат разности между выручкой и материальной себестоимостью (Material Margin = Total Value – Material Costs). В материальную себестоимость обычно включают: сырье, вспомогательные материалы, упаковку и маркировку, производимые в цеху, до передачи на склад готовой продукции.

Модель - создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, словесные описания, математические формулы, карты и т.д. Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.

МОНИТОРИНГ — комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека.

НОРМА (от лат. norma руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа.

НОРМАТИВ — 1. экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которыми производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа; 2. поэлементные составляющие норм, характеризующие: удельный расход сырья или материалов на единицу массы, площади, объема, длины при выполнении производственных процессов; размеры технологических отходов и потерь сырья и материалов по видам производственных процессов. Н. измеряется в натуральных единицах или в процентах.

НОРМАТИВ, а, м. (спец.). Экономический или технический показатель норм, в соответствии с к-рыми производится работа. Технические нормативы. Спортивный н.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ — среднее число оборотов запасов в течение года (частное от деления продаж компании на запасы).

Объект управления – это «адресат» управленческого воздействия. Им может быть человек, механизм, организация.

Отчеты о внешней среде - Аналитические отчеты о состоянии внешней среды в необходимых разрезах: - законодательный, - науко-технологичный, - социальный, - экономический, - состояния рынка, - конкурентное окружение, - рынок поставщиков, - рынок подрядчиков.

Паллеты (от англ. Pallete - поддон) - красивые горы и пирамиды товаров в торговых залах супермаркетов.

ПАРТИЯ. Под партией понимают любое количество мяса и субпродуктов в блоках одного вида, выработанных в течение одной смены, предъявленное к одновременной сдаче-приемке, оформленное одним ветеринарным свидетельством и одним удостоверением качества и безопасности, где указывается:
-номер и дату выдачи удостоверения о качестве и безопасности;
-наименование и местонахождение предприятия-изготовителя (юридический адрес, и, при несоответствии с юридическим адресом, фактический адрес предприятия);
-полное наименование продукта;
-количество мест и масса нетто;
-дата изготовления;
-срок годности;
-условия хранения;
-результаты анализов текущего контроля;
-обозначение настоящего стандарта;
-информация о подтверждении соответствия.

ПОКАЗАТЕЛЬ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ — показатель, характеризующий эффективность использования оборотных средств. К показателю относятся скорость оборота оборотных средств, то есть время, в течение которого авансированные средства совершают полный оборот, и длительность оборота. Скорость оборота выражается числом оборотов за данный период и рассчитывается как отношение средней стоимости оборотных средств в течение анализируемого периода к величине затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг) за данный период. Длительность одного оборота (Д) (в днях) зависит от продолжительности календарного периода и числа оборотов: Д = (0,5 х (стоимость оборотных средств на начало периода + стоимость оборотных средств на конец периода) х (число дней в периоде) х (затраты на производство реализованной продукции). Оборачиваемость оборотных средств рассчитывается как в целом по сумме оборотных средств, так и по отдельным их элементам (материальные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и другие).

Покупки в магазине можно условно разделить на три категории:
• Четко запланированные покупки – покупатель до своего прихода в магазин определил продукт и марку, которую он намеревается купить.
• Частично запланированные покупки – покупатель знает, какая категория продуктов ему необходима или какую проблему ему нужно решить, но процесс выбора конкретной марки продолжается вплоть до совершения покупки.
• Импульсные покупки

Постановка цели по ассортименту - это определение количества SKU, которое производитель желает представить в торговой точке. Цели по ассортименту для разных торговых каналов могут существенно друг от друга. Во-первых, в разных торговых каналах различаются размеры полочного пространства, и они ограничены. Во-вторых, в различные торговые каналы покупатели приходят с разными потребностями и требованиями к ассортименту.

Постановка цели по полочному пространству - это определение количества фэйсингов, которое производитель желает представить на месте продажи.

ПРИХОД, а, м. Поступление сумм, товаров. П. превышает расход. Записать в п. (в соответствующую графу бухгалтерской книги).

ПРИХОДОВАТЬ, дую, дуешь; несов., что. Записывать в графу прихода 1.

ПРОВЕРИТЬ, рю, ришь; ренный; сов., кого-что. 1. Удостовериться в правильности чегон., обследовать с целью надзора, контроля. П. кассу. П. исполнение. П. билеты при входе. 2. Подвергнуть испытанию для выяснения чегон. П. знания учащихся. П. работу механизма. Проверенный работник (доказавший свои деловые качества).| несов. проверять, яю, яешь. | сущ. проверка, и, ж. | прил. проверочный, ая, ое.

Процедура – составная часть деятельности на предприятии (бизнес-процесса). Критерием разделения бизнес-процесса на части служит возможность выделения промежуточного результата, который поддается учету, контролю и регистрации в информационной системе. По другому - это функция, задача, цепь событий, происходящих в течение определенного промежутка времени и обладающих познаваемым результатом.

Равенство позиций (партнерство) - отношения между поставщиком и клиентом, при которых отсутствует доминирование (сознательное или случайное) одной из сторон на любом этапе взаимоотношений. При этом партнерские отношения подразумевают достаточную степень открытости продавца и покупателя, выражаемой, например, в добровольном раскрытии структуры цены для покупателя или предупреждении клиента о возможности дефицита какого-либо товара. Открытость партнеров допускает возможность проявлять недовольство состоянием взаимоотношений (существование рабочих конфликтов продавца и покупателя). Основная особенность партнерских отношений - отсутствие зависимости от контрагента.

Регламенты расчетов - Совокупность правил, регулирующая порядок расчетов. (Регламентирующие документы по расчетной деятельности).

Регулярный менеджмент — это управление на основе регламентов, стандартов и инструкций. Переход на регулярный менеджмент неизбежен для любой компании, которая продолжает расти. Компания может обойтись без регулярного менеджмента, если во главе компании находится ее владелец, а в подчинении у него с десяток старых знакомых. Как только компания выходит за описанные рамки, она нуждается в стандартах деятельности. Отсутствие регламентов в компании приводит к тому, что сотрудники руководствуются принципом МКТЛ (Мне Кажется, Так Лучше).

СРОК ПОКРЫТИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, СРЕДНИЙ — один из коэффициентов ликвидности. Показывает, сколько в среднем требуется дней торговли, чтобы получить сумму, равную дебиторской задолженности. Существуют два варианта расчета: как отношение средней за период дебиторской задолженности к среднедневной реализации в кредит и как отношение продолжительности отчетного периода (обычно 365 дней) к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.

ССП - сбалансированная система показателей

Субъект управления – это источник управленческого воздействия. Им может быть человек, либо механизм управления.

СЧЕТА И ВЕКСЕЛЯ К ПОЛУЧЕНИЮ (ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ) — статья актива баланса компаний ряда стран, показывающая состояние расчетов с покупателями и прочими дебиторами. Обычно покупателю для оплаты предоставляет кредит на 30, 60 или 90 дней, но некоторые не в состоянии погасить долг в течение этого срока. Поэтому компания отдельной строкой выделяет фонд сомнительных долгов и он вычитается из общей суммы долгов предприятию.

ТАБЛИЦА ВОЗРАСТА ЗАДОЛЖЕННОСТИ — распределение дебиторской или кредиторской задолженности по срокам давности.

У каждой целевой группы клиентов должны быть выделены уникальные потребности. В отличие от базовых, они, как правило, не отражаются в стандартах качественного обслуживания и остаются незамеченными. К таким потребностям, в частности, относятся: проведение отгрузки в нерабочее время; поддержание аварийного запаса на складе поставщика; особые требования к сроку замены несоответствующей спецификации продукции; обеспечение поставщиком лицензионных и иных решений; оформление документов в виде, отличном от принятых стандартов; дополнительная отчетность и т. д.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ — принятие решений об объеме кредитов, предоставляемых покупателям в вексельной или иной форме, а также об условиях их предоставления и формах взыскания. Полномочия в этой области могут быть возложены на руководителя финансовой или сбытовой службы в зависимости от того, рассматриваются эти кредиты прежде всего в качестве средства стимулирования сбыта.

Управление запасами - создание и регулирование резервов, запасов в целях обеспечения непрерывности и надежности производства, предотвращения сбоев ввиду отсутствия материальных и финансовых ресурсов.

Управлением называется процесс достижения целей в управляемой системе. При этом подразумевается наличие субъекта управления и объекта управления. Управление представляет собой циклический процесс, который включает 4 этапа: постановка цели планирование
контроль за исполнением оценка. Любое управление не обходится без принятия управленческих решений и постановка цели является самым важным из них Управление предприятием - это частный случай управления , которое включает: антикризисное управление
управление активами управление рисками управление финансами Стратегическое управление Управление персоналом

Управленческий учет - это система управления прибылью предприятия через управление затратами

Финансовый план - План привлечения заемных средств или размещения свободных денежных ресурсов.

Фэйсинг - это единица продукции, видимая (в магазинах с самообслуживанием - доступная) покупателю. Таким образом, каждая ассортиментная позиция может занимать несколько фэйсингов на месте продажи. Но необходимо различать фэйсинги и запас продукции на полке по каждой позиции.

Фэйсинг (от англ. Face - лицо). - лицевая часть единицы продукции. Например, 1 бутылка кетчупа "Балтимор" - "Томатный" стеклянная, вес 0,540 г, стоящая на полке лицом к покупателю.

Целевые клиенты - ограниченный перечень клиентов или клиентских групп, приоритетных для компании в долгосрочной перспективе. Характеристики целевых клиентов должны быть формализованы и соответствовать основным критериям сегментирования, а именно: независимость характеристик от отношения компании к клиенту (примеры зависимых характеристик - объем закупок у поставщика, внутренний рейтинг клиента у поставщика, длительность отношений); измеримость и однозначность толкования характеристик (пример неоднозначных характеристик - тип личных отношений менеджера с представителем клиента, хороший/плохой клиент); независимость характеристик при использовании их в совокупности (например, нельзя одновременно использовать характеристики масштаба бизнеса клиента и совокупной потребности клиента в товаре); схожесть покупательского поведения внутри клиентской группы.

Ценностное управление — это реализация в компании регулярного менеджмента на основе общих, согласованных и разделяемых сотрудниками ценностных приоритетов. Ценности — истинный босс компании, и потому каждый сотрудник, на любом уровне, в любое время, в любой ситуации, принимая любое решение, руководствуется ценностями компании или тем, что он считает таковыми.

Этика - понятие о правильном и неправильном

© 2007 bpmas

Hosted by uCoz